Выставка «Народный мастер» открылась в Старом Осколе

Старый Оскол принимает областную выставку «Народный мастер». Вышитые рушники и рубашки, глиняные чайники, авторские валенки — представлено около 200 самобытных работ. Почему в России тяжело найти шерсть, для чего стоит хранить лоскутки и где на Белгородчине больше всего мастеров — расскажет 9 канал. 

Бисер и войлок, глина и дерево, вышивка и кружево, буйство красок и монохром, большие полотна и миниатюрные композиции — экспозиция в Центре народных промыслов заняла три зала. Работы представили четыре десятка мастеров Белгородчины. Одни — чтобы подтвердить звание «народного» (это делается раз в три года), другие, чтобы получить его. Выбор старооскольской площадки для областной выставки объясняется просто: наш округ славится мастерами и мастерицами. И именно от нас ежегодно больше всего поступает заявок. Иной раз сразу 5-6.

«Старый Оскол, это же понятно. Это же наше всё в смысле мастеров. У нас здесь очень много мастеров замечательных, поэтому именно, что на этой земле проходит выставка. Я считаю, что это вполне справедливо. Потому что всегда старооскольских мастеров у нас больше всего. Традиционно у нас вот и лоскутное шитьё, очень много кукол. Люди занимаются вышивкой, причём именно в таком, народном исполнении. Рушники вышивают, рубахи. Наверное, что-то изначальное, старинное с детства сидит, что мы это воспринимаем, как своё, русское, национальное». 

— Ираида Зотова, специалист Белгородского государственного Центра народного творчества.

Впрочем, «своё, национальное», не исключает и фантазийных мотивов, и авторского прочтения.

«Сегодня со мной приехал мой замечательный «Маленький принц» и его удивительная роза – светильник. Также здесь на выставке представлены несколько моих жилетов. В работах отдаю предпочтение мокрому валянию. Оно тяжелее, с одной стороны, с другой – очень быстро можно получить готовый результат. То есть в течение примерно двух часов у вас могут родиться варежки».

— Наталья Курочка, народный мастер по войлоку (Шебекино).

Войлок — материал, который сильно садится. Уваливается, как говорят мастера. К примеру, размер картины «Маленький принц» изначально был почти три на три метра. А в готовом виде арт-объект ужался в два раза. По словам шебекинской мастерицы, в войлочных изделиях зимой не холодно, а летом, как ни странно, не жарко.

«У меня есть сарафан, летний сарафан из шерсти. Он сделан полностью из шерсти на тонком шёлке. Вот я в нём себя комфортно чувствую летом. Увы, российских производителей шерсти очень мало. У нас Пехорка и Троицкая фабрика делают толстую, плотную шерсть. А для палантина и жилетки требуется тонкая. У российских производителей это проблема. Тонкой шерсти у нас фактически нет. Есть итальянская, немецкая. С ними, естественно, проблемы, и стоят они в разы дороже, чем наша. Если российская 50 граммов – 150 руб., та будет 450 руб. Мои варежки можно взвесить для смеха, 30 граммов они весят. Перчатки – 35 граммов».

— Наталья Курочка, народный мастер по войлоку (Шебекино).

Людмила Лукьянова переехала на Белгородчину с Севера. И сразу организовала клуб «Лоскутница». Любит работать с советскими ситцами, разыскивая их, где только можно. Но еще интереснее превращать разноцветные кусочки ткани во что-то невероятное по красоте, но при этом утилитарное. 

«Есть такое понятие, как традиции и современность. Так вот эта традиция в современной одежде. Вот это пальто: надо что-то сделать из того, что у тебя тут лежит – остатки драповых кусочков. Они все разные по цвету, а вот эта стёжка даёт возможность их соединить вместе. Когда ты стегаешь и учитываешь цвет нитки, то тогда это всё объединяется в одну работу. А вот работа – из мужских сорочек моего мужа».

— Людмила Лукьянова, руководитель клуба «Лоскутница» (Белгородский район, посёлок Северный).

Выставка открыта с 9:00 до 18:00 без перерывов и выходных.

Лариса Ульяненко, Алексей Грачёв, Илья Самсонов — 9 канал.