Жизнь всей планеты — в почтовых марках

Выдающиеся деятели искусства, достижения науки и техники, значимые события в истории — жизнь всей планеты в почтовых марках хранят и передают из поколения в поколение филателисты. Коллекционирование почтовых знаков сегодня все больше уходит в прошлое, но есть и те, кто остаются верны своему увлечению. В канун Дня российской почты наша съемочная группа познакомилась с коллекцией филателиста Евгения Федорченко.

То, что Евгений Прокофьевич Федорченко коллекционер, становится ясно буквально с порога его квартиры. Повсюду модели самолетов, значки. Но главное его богатство — почтовые марки, собирать которые он начал больше 40 лет назад. В ряды филателистов Евгений Федорченко попал благодаря своей профессии. Был штурманом полярной авиации, летал на дрейфующие станции Северного полюса. Очередным рейсом в 1972 году летчику передали мешочек с марками от клуба филателистов Владивостокского дома пионеров для того, чтобы поставить на них штамп «Северный полюс».

«Там, наверное, штук 200 — блок Кренкеля — первого полярника. Пусть меня простят пионеры Владивостока тех времен, я тихонечко один блочок забрал», — рассказал коллекционер.

С тех пор Евгений Прокофьевич стал собирать марки. Сколько сегодня экспонатов в его коллекции, не знает даже сам филателист. Почтовые знаки собраны в альбомах по тематикам: флора и фауна, искусство и спорт, Лениниана, царская Россия. Есть в его коллекции и современные марки зимней олимпиады в Сочи. Но самые любимые и многочисленные — коллекции, посвященные авиации, космонавтике, Арктике и Антарктике. Свои почтовые знаки филателист Федорченко погасил на шести дрейфующих станциях. Сегодня их смело можно назвать раритетными произведениями искусства в миниатюре.
Евгений Прокофьевич не раз принимал участие в трёх Всероссийских экспозициях марочников, на которых был удостоен серебряной и двух бронзовых медалей. Неоднократно организовывал он и персональные выставки. Сейчас филателист готовит очередную — к 80-летию высадки первой дрейфующей станции «Северный полюс-22». Она запланирована на май 2017 года.

«Марка греет, марка рассказывает — где она появилась, о каком она событии. Это такой поучительный процесс. Я, благодаря маркам, много узнал и даже сейчас узнаю», — говорит филателист.

Правда, в последнее время марки не собирает, говорит: стали очень дорогими. Да и филателия, по его словам, уходит в прошлое. В Советское время марка была популярна не только у коллекционеров, а просто как знак почтовой оплаты. С ностальгией Евгений Федорченко вспоминает о том, как вели переписку.

«Писали обо всем: как встали, как поужинали, как позавтракали, куда сходили, как дети — целые романы, я сейчас беру письма, которые мне дочь писала, которые я своим родителям писал, и я даже удивляюсь, сколько хватало терпения. Сейчас мобильник взял два слова сказал, у нас все хорошо и никаких подробностей».

Но даже если наступят времена, когда письма совсем уйдут из нашей жизни, а вместе с ними и марки, их ценность не станет меньше, считает Евгений Прокофьевич. В этих маленьких изображениях переданы ключевые события в стране и мире, а значит, их тоже можно считать хранителями истории.