Пчеловоды качают мёд нового урожая

В этом году янтарного лакомства много. Несмотря на прохладный май и неустойчивую погоду, летом медосбор хороший. На семейной пасеке Николая Лысенко, в Казачке, планируют собрать пять тонн мёда.

«Если май холодный, то год плодородный», — так говорят в народе. Вот, любую рамочку достаю, видите какие они, вот они красавицы. Это с разных медоносов. Вот темный — это фацелия, здесь донник, вот беленький просматривается. Вот здесь вверху липка осталась, подсолнушек, в общем все здесь вместе.

— Николай Лысенко

На пасеке Николая Лысенко началась качка мёда. Прежде чем рамка отправится в медогонку, ножом аккуратно срезают забрус — крышечки сот, которыми пчелы запечатывают в восковых ячейках готовый созревший продукт.

Несколько минут и мёд нового урожая наполняет бочку — тяжелой тягучей струйкой медленно ложится горкой образуя пузырьки на поверхности.

Николай Лысенко всю свою жизнь занимается пчеловодством. Сначала работал на пасеке вместе с родителями, потом с братьями. Сегодня у него 130 ульев. Каждый дает по пятьдесят — шестьдесят килограммов мёда. Богатый урожай — результат кропотливой работы. За сезон пасека переезжает не меньше пяти раз — поближе к медоносным растениям.

Пчеловодство объединило уже четыре поколения семьи. Внук Николая Григорьевича Алексей все свободное время посвящает работе на пасеке.

Сколько себя помню, всю жизнь занимался вместе с пчелками. Больше двух десятков лет. Благодать. Позволяет воссоединиться с природой, что-то такое первобытное. Сейчас идет главный медосбор. Жатва. Харвест, так сказать. Энергозатратно, но это окупается с лихвой.

— Алексей Кошелев

Мёд с пасеки Лысенко знают далеко за пределами Белгородчины. Большую часть янтарного лакомства еще до начала откачки раскупают жители столицы.
В следующем году Николай Григорьевич планирует собрать и урожай дикого мёда. В 2020-м в регионе стартовал проект по возрождению старинного промысла — бортничества. В Старооскольском городском округе на инициативу первым откликнулся Николай Лысенко — установил на деревьях в лесу несколько борти.

Я считаю, это очень хорошая затея . Мед в бортиях намного полезнее, нежели в таких, классических ульях. Потому что мы туда практически не лазим. Нашей деятельности там нет. Они полностью закрыты. Борти дают меда поменьше, нежели классические улья. Они дают до 20 кг, больше не дают, там не вмещается.

— Николай Лысенко

Зимой вместе с внуком планируют смастерить еще тридцать борти. Лесной мёд намного полезнее. В его состав входят пчелиное молочко, перга, трутневый расплод, воск и цветочная пыльца. Он более ароматный, густой и концентрированный, потому что лишняя влага из продукта испаряется. Мёд собирают один раз в год — ближе к осени.