Чтобы жить и дышать полной грудью

Болезни органов дыхания занимают треть общего числа заболеваний. У 22 миллионов россиян диагностирована хроническая обструктивная болезнь легких. Жить и дышать полной грудью помогают пульмонологи. В профессиональный праздник этих специалистов мы поговорили со старооскольскими докторами.

Пневмонии, хроническая обструктивная болезнь легких, бронхиальная астма, диагностика онкологии лёгких и туберкулёза, редкие заболевания — всё это фронт работ оскольских пульмонологов.

У нас работы всегда было очень много. Хотя наше отделение рассчитано только на 43 койки, 43 койки у нас были заняты всегда. Раньше отмечалась сезонность заболеваний. То есть в зимнее и осеннее время было больше пациентов, чем 40 человек. Сейчас такая сезонность уже не отмечается. Сейчас вот лето, казалось бы, май, мы загружены. Сейчас у нас 50 пациентов. Ковид прибавил нам работы в каком плане? Появилось больше пациентов с так называемым, ковидным синдромом, который переходит в органическую патологию. То есть ХОБЛ или бронхиальная астма.

— Кристина Рассадникова, заведующая пульмонологическим отделением


По словам пульманологов, ковид увеличил число хронических больных процентов на 20. При этом докторов больше не становится.

У нас три врача, включая меня. Мы ведём ещё поликлинический приём. То есть после своей основной работы, мы принимаем пациентов поликлинически. Нам, конечно, очень тяжело. Обращаюсь к студентам, медикам, может быть к докторам, которые хотят поменять свою специализацию: мы очень ждём кадров. У нас минимум две ставки. То есть вот, пожалуйста. И ждём сестринские кадры. У нас очень дружный коллектив. Мы ждём!

— Кристина Рассадникова, заведующая пульмонологическим отделением


Несколько лет назад в большой и дружный коллектив попала Юлия Гордиенко. Терапевт пришла подменить ушедшего пульмонолога и осталась. Рабочий день зачастую как 12-часовая смена — с 8 утра.

Я стараюсь успеть до 7 часов, чтобы из садика ребёнка забрать. Но мы можем задержаться и до восьми вечера.

— Юлия Гордиенко, врач-пульмонолог


Несмотря на изобретение рентгена и СКТ, главное орудие пульмонолога — стетоскоп. Лучшего диагностического инструмента за 200 лет пока не придумали.

Рентген может даже не показать пневмонию, или, к примеру, бронхит. То есть, если это только начальные какие-то признаки, нет каких-то изменений, то мы уже услышим в бронхах спазм. Также при астме. Мы услышим хрипы. Рентген это не покажет. А ушами мы услышим. СКТ тоже ничего не даст, потому что там нет органического поражения лёгких.

— Юлия Гордиенко, врач-пульмонолог


Доктора вообще категорически против того, чтобы лишний раз назначать СКТ — лучевое воздействие очень мощное.

Среди пациентов пульмонологов много курильщиков.

Любая сигарета – это яд. Смолы, которые содержатся в сигаретах, способствуют тому, что стенки бронхов воспаляются, утолщаются, и с возрастом — необратимые изменения в лёгких. Просвет бронха уменьшается, то есть поток воздуха, который может поступать в лёгкие, уменьшается. Возникает чувство одышки. Пациенты, которые прокурили очень долго, а потом поступают к нам и говорят: «Доктор, ну когда же уже буду без одышки ходить?» Ну, уже никогда. Мы можем только уменьшить симптомы. Они думают, что, если не курят полгода, у них уже всё это должно уйти. Это уже неизлечимо.

— Юлия Гордиенко, врач-пульмонолог


Сигареты — не единственный враг лёгких. Пыль, выбросы, автомобильные выхлопы — это всё не способствует оздоровлению.

Также много профзаболеваний. То есть запылённость, загазованность, загрязнённость — это всё влияет. И не только на людей, которые работают на вредных производствах, но и на нас.

— Юлия Гордиенко, врач-пульмонолог


Чтобы минимизировать негативные последствия, пульмонологи советуют не игнорировать зарядку и дыхательную гимнастику. А если всё же появилась одышка, мучает непроходящий кашель или боль, не занимайтесь самостоятельной диагностикой — обращайтесь к профессионалам.