Как заниматься благотворительностью профессионально и… не «вылететь в трубу»

На территории Белгородской области зарегистрированы почти две тысячи некоммерческих организаций. Большая часть из них – это общественные объединения, ассоциации и благотворительные фонды, помогающие решать социальные проблемы. В разгар пандемии помощь таких НКО стала еще более востребованной. В Старом Осколе прошел креатив-форум для некоммерческих организаций «Один день — сто идей». Главная тема встречи — государственные меры поддержки, финансовая устойчивость, способы привлечения денежных средств и долговременных партнерских отношений. Программа реализуется Агентством социальной информации при поддержке Правительства области.

«Один день — сто идей» — обучающий форум для некоммерческих организаций. Знаниями и опытом делились лучшие спикеры Москвы и Белгорода. Основная проблема любой благотворительной организации — где взять деньги? Дмитрий Даушев профессионально занимается привлечением средств с 1993 года. Сегодня он — директор по фандрайзингу — сбору пожертвований -благотворительной организации «Детские деревни — SOS», автор популярных пособий «Как просить деньги?», «Как продать моральное удовлетворение?», «Фандрайзинг и мобилизация ресурсов».

Волшебной таблетки не бывает. Так, на всякий случай, напомню. Не будет такого, чтобы вы пришли домой, и сразу посыпались миллионы. Посыпятся через сколько-то месяцев или лет, если все будет правильно. Один из способов получения результата — это пробовать, набивать шишки, исправлять и т.д.

— Дмитрий Даушев, директор департамента фандрайзинга и коммуникаций «Детских деревень — SOS Россия»

Сбор средств на благотворительность — это целая наука. Однако, даже следуя простым правилам, можно сделать процесс поиска более успешным и эффективным. Не надо стесняться просить; за деньги обязательно надо благодарить; источников дохода должно быть несколько, нельзя существовать только на гранты; ставка на долгосрочные отношения с благотворителями.
На сбор денег обязательно придется потратиться — на понятный, удобный сайт, ящики для благотворительности, рекламу в СМИ, на проведение мероприятий, рассылку писем и распечатку листовок. Как показывает практика, вложения окупаются.
Особое внимание Дмитрий уделил финансовой устойчивости НКО — здесь действуют те же принципы, что и в бизнесе.

Важную роль играет планирование. Мы должны смотреть вперед хотя бы на несколько лет. Означает наличие стратегии, планов А и Б на случай чего-нибудь. Очень неразумно жить только сегодняшним днем. Совершенно нормально формировать резерв. То есть какие-то деньги вы тратите на благополучателей, а какие-то вы используете как подушку безопасности — для того, чтобы завтра продолжать помогать. Что-то может инвестироваться.

— Дмитрий Даушев, директор департамента фандрайзинга и коммуникаций «Детских деревень — SOS Россия»

Советы полезные, как для начинающих, так и для опытных благотворителей.

Некоммерческий сектор в основном, по крайней мере, в нашем городе, существует на гранты. Подушки безопасности, к сожалению, у нас нет. Это очень сложно, потому как постоянно рождаются новые идеи, и, соответственно, нужно привлекать финансовые ресурсы для организации, для претворения в жизнь наших проектов.

— Вероника Александрова, руководитель структурного подразделения центра абилитации детей инвалидов и помощи молодым семьям «Свет надежды»

Также на форуме представили сборник-путеводитель для НКО. В нём собрана полезная информация о сборе пожертвований и юридических аспектах деятельности некоммерческих организаций, и даже о том, как взаимодействовать с властью или работать с волонтерами. Форум прошел в рамках программы НКО-СОКРАТ, которую реализует Агентство социальной информации при поддержке правительства Белгородской области. Программа рассчитана на три года. И призвана способствовать развитию некоммерческого сектора и увеличению вклада подобных организаций в социальное и культурное развитие региона.

Несмотря на то, что вмешалась пандемия, мы решили собраться очно в тех условиях, которые разрешает региональное правительство, и идет онлайн трансляция мероприятия. Некоммерческие организации не часто имеют возможность собраться вместе, обменяться опытом, узнать новые социальные технологии. Креатив-форум как раз и показывает новшества, которые можно применять в работе своей организации, как расширить свою деятельность для жителей региона.

— Ирина Субботина, руководитель программы НКО-СОКРАТ