Классика и драматургия абсурда
Зрителей II театрального фестиваля «Город юности» ждут традиционные постановки и эскизы-отрывки к спектаклям, которые только создаются. Их авторы — студенты режиссёрских факультетов лучших театральных вузов страны. И хотя на фестивале царит полная свобода творчества, экспериментировать с классикой нужно осторожно.
«Город юности» — фестиваль, прежде всего, молодёжный. Именно молодые артисты и режиссёры будут играть первую скрипку. Не обошлась без их участия и пресс-конференция. Хотя, конечно, главное слово осталось за корифеями.
Я очень жду больших результатов от фестиваля, потому что культура русская, она, как говорил Блок, линия только осязаемая. Кто имеет уши и глаза, увидит и услышит. Поддержать эту линию, услышать и продолжить, могут те, которые сегодня приезжают сюда, в этот театр. Это 20-ти и 30-летние молодые люди. Да, был Станиславский, был Мейерхольд, был Товстоногов, был Ровенских. Сегодня они эту эстафету, понимаете, забирают и должны её продолжить.
— Александра Ровенских, программный директор фестиваля, заслуженная артистка России
Продолжать молодые собираются постановкой не только отечественной классики, но и зарубежных авторов.
Я остановился на польском драматурге Славомире Мрожеке. Вот. Невероятно прекрасный абсурдист. Мы живём всё в более и более абсурдном мире. И что мне больше всего нравится, что абсурд всегда вырастает из невероятно тотального быта. Из просто какой-то адской бытовухи. Я делаю пьесу «Эмигранты» про то, как два человека живут в чужой стране, в чужом городе, где никто их не понимает. Абсолютно два разных человека, которые необходимы друг другу. При том, что они друг друга иногда не терпят, оскорбляют, потом снова любят друг друга. Этот парадокс, он меня и заводит.
— Александр Золотовицкий, режиссёр лаборатории «Творческий эксперимент»
Семён Лосев считает, театр абсурда — необычный эксперимент. Наша сцена такой драматургии ещё не видела. Но если речь идёт о классике, её можно и нужно переосмысливать, но относиться с пиететом. Мало у кого получается точно перенести классику в современные реалии.
Просто переводить на современный язык или осовременивать спектакль – это не наш путь. Вот если говорить о театре. Театр вообще может быть разный. И пробы могут быть совершенно различны. Мне лично кажется, что самое сложное – то, о чём говорил Эфрос. В самом произведении найти такую точку боли, открыть то, что до сих пор ещё не открывалось, и через это, ничего не меняя в произведении, в тексте, но иногда переставляя, как Ефремов куски там, это все можно делать. Но, не добавляя вроде бы ничего, открыть современную тему. Сделать спектакль – не спектакль-ответ, а спектакль-вопрос.
— Семён Лосев, художественный руководитель Старооскольского театра для детей и молодёжи
Согласна с художественным руководителем старооскольского театра и пресс-секретарь фестиваля Елена Антонова.
Традиции русского драматического театра невероятно богаты. Знаете, у нас уже был период в стране, когда мы ломали всё, и очень многое сломали, что не вернуть. Вот не надо забывать того, что, чего добились наши предки. Это были уникальные вершины. Просто уникальные. В программе нашего фестиваля есть два классических спектакля. Это спектакль Ярославского театрального института «Волки и овцы» и спектакль щукинского училища «Лес». Это классические постановки, но они невероятно живые, они невероятно сердечные, и прекрасные.
— Елена Антонова, пресс-секретарь фестиваля
Помимо игры на сцене студентов-актеров театральных вузов Москвы, Ярославля и Белгорода, зрители увидят труды режиссерской лаборатории «Творческий эксперимент». Студенты-режиссеры ГИТИСа со старооскольской труппой поставят эскизы-отрывки спектаклей, которые затем могут войти в репертуар нашего театра.