Критика театра или театр критиков

В Старый Оскол приехала группа театроведов во главе с Григорием Заславским — известным российским театральным критиком, заслуженным деятелем искусств России, ректором ГИТИСа. За три дня команда из Москвы познакомится с выборочными спектаклями из репертуара старооскольского театра. Лаборатория критиков проходит в рамках молодежного фестиваля театрального искусства «Город юности» памяти режиссера Бориса Равенских.

Критика театра или театр критиков. Волнительно всем — и тем, кто на сцене, и тем, кто оценивает коллективную работу в зрительском зале. Чтобы понять природу творчества, нужно владеть и режиссурой, и актерским искусством, и быть театроведом-энциклопедистом.

Это огромная и важнейшая школа встречи с театром. То есть живого разговора критика. Мы приехали с открытым сердцем, забралом и душой открытой. Очень важно, говоря какие-то замечания, не обидеть человека. Почти невозможно. То есть это невозможно, но очень важно чтобы ты, уехав отсюда через какое-то время, чтобы тебе сказали: «Конечно, вы нам в прошлый раз дали жару, приезжайте еще раз. Вот мы поставили новый спектакль, и он может быть вам интересен». То есть вот эта возможность продолжения отношений, какие бы жесткие слова тебе не пришлось говорить.

— Григорий Заславский, ректор Российского института театрального искусства — ГИТИС, театральный критик

Идея провести лабораторию критиков принадлежит самому Семену Лосеву. В программе фестиваля «Юность Оскола» были запланированы мастер-классы по сценической речи и движению. Однако, по просьбе художественного руководителя старооскольского театра эту часть заменили. Среди спектаклей, отобранных на суд критиков — и работа выпускника ГИТИСа Тимура Галеева «Долина аистов».

Встреча таких вот нескольких школ, потому что здесь студенты нескольких разных мастерских – ГИТИСа, курса Шалимовой, Галаховой, Степановой, Вислова – здесь благодаря фестивалю Бориса Равенских, благодаря этой неожиданной и бесстрашной идее Семена Михайловича Лосева. Потому что мы же не договаривались, он же не сказал: «Приезжайте и похвалите нас». Он говорит: «Приезжайте и покритикуйте».

— Григорий Заславский, ректор Российского института театрального искусства — ГИТИС, театральный критик

Вместе с участниками лаборатории приехала идейный вдохновитель фестиваля «Юность Оскола» Александра Равенских.

Я как актриса могу сказать, что я мечтала бы – а я 40 лет служу в театре Маяковского – чтобы после какого-нибудь моего спектакля пришли молодые или зрелые театральные критики, сели рядом и поговорили. Это дорого для меня, то, что состоится разговор молодых людей и Григория Анатольевича Заславского, которого я очень высоко ценю, как театроведа, историка театра, человек, который знает про театр от и до. И если он согласился приехать в город и открыто выражать свое видение того, что предложено сегодня этим театром, для меня это просто подарок огромный.

— Александра Равенских, заслуженная артистка России

Знакомство со старооскольскими театром началось со спектакля «Судьба человека» по одноименному произведению Михаила Шолохова.

Я очень благодарна ГИТИСу, что мне представилась такая возможность – приехать в Старый Оскол и увидеть этот театр своими глазами. «Судьба человека» — сюжет нам известен очень давно, каждый русский человек вырос на этом фильме и на этой повести. Но даже столько лет прошло после войны, все равно можно что-то унести из этого спектакля – что молодому, что старшему поколению. Заплакала первый раз, когда Ирина ответила эхом: «Ты ведь на меня, не в сторону смотрел, а в упор». Мне кажется, каждой женщине хочется услышать эти слова. Война, не война. Спасибо огромное за этот спектакль. Я очень тронута.

— Юлия Пакерманова, студентка 3 курса театроведческого факультета ГИТИСа

За три дня столичные критики посмотрят и дадут оценку спектаклям: «Судьба человека», «Царь Феодор Иоаннович», «Голубь в Сантьяго», «Сотворившая чудо», «Триумфальная арка», «Долина аистов» и «Сказка о рыбаке и рыбке».