«Незнакомка» Крамского была оскольчанкой? Или как проводят экскурсии по городу художники

В Старом Осколе бум экскурсий. Обычно с историей города знакомят сотрудники краеведческого музея. Но теперь гидами в прошлое стали и местные художники. Однако конкурентами музейщикам они себя не считают. Просвещение — дело общее. Интерес к двухчасовым вечерним прогулкам у оскольчан немалый, к месту встречи приходят десятки горожан.

Портрет «Незнакомка» кисти Ивана Крамского известен, наверное, каждому. Но имя той, кто позировала художнику, до сих пор загадка. По одной из версий, прекрасной незнакомкой, которую называют русской Джокондой, могла быть дочь старооскольского купца Воейкова. Того самого, кому принадлежал снесённый в 2016 году «дом с аркой». Здание с гербом Воейковых сохранилось в Москве, а в Старом Осколе — не уберегли. Экскурсии с акцентом на архитектурные жемчужины в нашем городе обычно устраивает краеведческий музей. В этот раз идея показать исчезающую историю принадлежала художнику.

Я инициатор проведения экскурсии. Экскурсию проводит моя знакомая Ольга. Она давно занимается краеведческими вопросами, интересуется, читает, узнаёт, классифицирует, собирает информацию. Ну, очень радостно, что интерес к краеведению проснулся.

— Андрей Попов, художник


Самым притягательным и интересным местом в Осколе художник считает земскую больницу — бывшую ЦРБ. Здание пережило революцию, войну и перестройку. Но если говорить о других объектах, мы слишком быстро стираем прошлое с карты Старого Оскола.

Жалко видеть, что разрушили на маслозаводе здание. Довольно красивое.

— Андрей Попов, художник


Жалко не только Андрею. Многие из экскурсантов признавались: они торопятся увидеть то, что осталось от дореволюционного Оскола. Таких в центре города собралось человек 40.

Нас притягивает неизвестность. Интерес: что раньше тут было, кто жил, что происходило. Уже второй раз пришли. Ну, самым, наверное, ярким, это был «каприз Маргариты». Вот мы проходили туда, до аптеки Турминского, где сейчас идёт ремонт, и про дом, который по соседству, от которого остались только кусочек сруба, несколько брёвен и эта история. Это было вообще! Какое-то такое открытие.

— Алексей и Александра Симоновы

Я вообще преподаватель истории и мне интересно посмотреть новый взгляд на архитектуру, на историю нашего города. Ну, скажем так, взгляд молодого поколения. Потому что я как-то привыкла к экскурсиям более научным. Ну, не всегда хватает времени искать какую-то литературу, тем более, краеведческую.

— Лариса Акинина


Первая остановка у женской гимназии Бирюлёвой на улице Демократической. В частной школе учились девочки разных сословий. Год обучения стоил 40 рублей, за изучение иностранного языка брали ещё пять. Через дорогу от гимназии на проспекте Комсомольском — реальное училище для мальчиков. В начале 20 века там получали знания 230 человек. До революции в Старом Осколе дела с просвещением вообще обстояли неплохо: на 18-тысяч жителей — 14 библиотек. А по количеству церковно-приходских школ наш уезд в Курской губернии входил в число лидеров.

Это — реальное училище. Мужское. Его постройка началась в 1906 году. Полностью было достроено — вот оно двойное — полностью достроено было в 1910 году. До него купец Игнатов, мы были на прошлой экскурсии, предоставил свой дом. Пока не достроится вот этот вот.


Сворачиваем к главному перекрёстку на улице Ленина. Все взоры — на первый в Старом Осколе банк. Хотя здание после реконструкции выглядит достойно, разномастные вывески не вяжутся с обликом, уродуют его. Ещё один банк, ЦРБ, кондитерская фабрика — оказывается, у нее тоже вековая история, старая мельница.

Её называли компанской мельницей на паях. В 1913 году её построили и вложились купцы Лихушины, Игнатовы, Дятловы, Сенины, Сотниковы и Мешковы. Поэтому была компанской мельницей. Она не была механизированной, люди работали просто в пыли, муке, сами фасовали по 70 килограмм мешки и после работы просто валились с ног.


Единственный минус экскурсии — шум дороги перекрывает голос гида.
Мы петляем от дома — к дому, переходим с одной улицы — на другую. Проходит два часа и вот — финальная точка. На месте дома Воейкова, который горожане пытались, но не успели отстоять.