О том, как сохранить народные традиции и при этом «оставаться на стиле»

Очередная выставка кукол в библиотеке имени Пушкина началась традиционно, а закончилась обсуждением индустрии моды и мастер-классом по изготовлению необычного головного убора. Автор экспозиции — Галия Вальева работала у Вячеслава Зайцева, владела собственным домом моды.

Многие слышали выражение «как баба рязанская». Художник-модельер Галия Вальева считает, оно означает, одеваться так же ярко, и даже вычурно, как женщины в Рязанской губернии. Увидеть тех самых рязанских баб — и не только их — можно на выставке в библиотеке имени Пушкина. «Очарование народного костюма» — 15-я по счёту экспозиция. На открытие из Москвы приехала автор работ.

Всегда у меня русский костюм проходил красной линией по жизни. Вот здесь у меня немножко представлены модели, которые были сделаны тогда, и, если вы посмотрите, как ни странно, они до сих пор актуальны. Здесь использованы мотивы прялок и роспись мезенской прялки.

— Галия Вальева, художник-модельер, коллекционер народных костюмов


В этот раз куклы не тряпичные, а деревянные. Зато костюмы — точная копия народных. Вплоть до мельчайших элементов. Например, ракушек на головном уборе. Когда-то ими расплачивались как мелкими монетами. Одежда замужних дам, разбогатевшего крестьянина, красные рубахи для покоса — манекены представляют разные губернии и сословия.
Некоторым узорам на рубахах наши пра-прабабушки обязаны …маркетинговым уловкам фабрикантов. До революции ароматное мыло было не всем по карману. Чтобы его лучше покупали, на бумажную обёртку наносили схему вышивки. Так предприниматели невольно продвигали этно-стиль.

Раньше использовали для стирки золу или ещё варили сами мыло. Н и оно такое было… не очень вкусное на запах. И братья Баккары стали выпускать душистое мыло. Естественно, оно было дороже, и денег стоило. Чтобы мыло это покупали, они пошли и сделали коммерческий ход. Обёртка — рисунки, схемы вышивок.

— Галия Вальева, художник-модельер, коллекционер народных костюмов


Галия Закировна — не только эксперт в области русского народного костюма, не только кукольных дел мастер с мировым именем, но и дизайнер. После техникума её взял к себе Вячеслав Зайцев. Позже с мужем организовали собственный дом моды.
 

У нас был экспериментальный цех. Собственно говоря, в котором я и работала с Вячеслав Михайловичем Зайцевым. Первые коллекции для его дома моды на проспекте Мира как раз вот мы тогда и готовили с ним вместе. Его работоспособность необыкновенная была! Вечером, допустим, нам на склад привезли новые ткани. Он говорит: «Гульк, (ну меня по-разному все называли в разные времена, вот) нарежь мне кусочков». Я на складе нарезаю кусочки. Утром он приходит – утром, на следующий день! – он приходит вот с такой пачкой эскизов. То есть за ночь он сидел и нарисовал на все кусочки уже модели.

— Галия Вальева, художник-модельер, коллекционер народных костюмов


Когда-то отечественные мануфактуры славились тканями. Сейчас же у нас практически не осталось ткацких фабрик.

Наши производства практически все убиты. Их нету. Вы посмотрите, в Иваново были производства тканей, ситцев, их нету. У нас фабрик практически нет. Даже самых обыкновенных ателье практически нет. Слава богу, Вологда ещё делает лён. В Костроме меньше, но всё равно производят. В Иваново больше привозят уже.

— Галия Вальева, художник-модельер, коллекционер народных костюмов


Галия Вальева уверена: народность придаёт одежде неповторимость. Иногда, чтобы стать стильной, нужен обычный платок. Буквально за пару минут из него можно «скатать» головной убор, который будет смотреться как дизайнерская вещь. Хотя когда-то такой носили наши пра-прабабушки.
Выставку кукол в библиотеке Пушкина можно увидеть до 18 мая.