От литеры до офсета — вековая история старооскольской прессы
В Старом Осколе история печатной журналистики началась больше века назад — в местной типографии, с газеты «Меч свободы». О преемниках традиций, мастерах печатного дела и прогнозе на будущее газеты — в нашем специальном материале.
Метранпаж — этой редкой, почти утерянной сегодня профессии Тамара Александровна Черных посвятила 37 лет. В Старый Оскол приехала на практику из Твери, да так и осталась. Работу свою любила, хотя верстка газеты в те времена была процессом сложным.
Я вот приехала, когда? В декабре 65-го года, там, это самое, даже свет иногда отключали, и с керосиновыми лампами пришлось набирать газету. А набирали вручную — ну как, представляете, если спичка? Вот спичка есть — вот такого типа размера и такой толщины. А на конце, где сера — вот это очко вот этой буквы. И вот по этой, как спички, если в ряд собирать, вот так тебе надо слова, пробел ставить, дальше, набрал такой абзац — его надо выставить в колонку, а чтоб это выставить — пока выставляешь, она может рассыпаться. Они ж ничем не скреплены.
— Тамара Черных.
Главное в деле верстальщика — не скорость, а качество. Каждая ошибка давалась очень дорого. За свою безупречную работу Тамара Александровна получила не одну грамоту. Ее фотография была на областной и городской Досках Почета.
Если ошибка — корректор прочитал — ее надо исправить ошибку, орудие труда, как говорится шило, как у сапожника шило есть, вот этим шилом литеру поддеваешь, букву ненужную убираешь, а другую ставишь. Слово пропущено — это еще труднее, это надо до абзаца все перебрать.
— Тамара Черных.
Руки метранпажей и верстальщиков были черными как у шахтеров. Типографская краска особенно стойкая.
Вот такие руки, вот по этих пор руки черные были, и, чтоб они лучше отмывались, сначала хозяйственным мылом руки намылишь, оно высохнет, и тогда работаешь, и тогда они лучше отмывались.
Сегодняшнюю местную прессу Тамара Александровна листает не только как читатель, но и как специалист печатного дела.
Шрифт в основном — он такой же шрифт, что 74-ый год, не меняется. Верстка сама отличается. Раньше рамки были, отбивали все это. Особенно если 4-я полоса. Она вся шла из заметок, объявлений. Объявления в рамочках, рамочки, чтоб все разные были. И это все придумывал — ну, метранпаж. Теперь газета, конечно, она уже попроще. Тогда больше было мороки, больше.
Тогда было больше и работы. Старооскольская типография была загружена до предела, вспоминает бывший руководитель Юрий Бугримов:
У нас был основной поставщик бумаги и заказов — это Росгосстрах. То есть мы печатали на всю Россию бланки. Во все областные города мы отправляли — в день где-то около 200 посылок. В тяжелые 90-ые годы, чтобы сохранить коллектив и выжить, мы печатали 52 наименования газеты.
Когда в начале восьмидесятых в типографию пришла офсетная машина, для местных газет наступила новая эра.
1 мая мы выпустили «Зори» первые, ну, как бы на две краски. То есть заголовок — «Да здравствует 1 мая!» был красной краской. Ну, это было самое трудное для нас, потому что мы ни разу не печатали это. Мы начали печать в семь часов вечера, а закончили в шесть утра. И когда закончили, я шел домой — люди шли на демонстрацию, а я шел домой отсыпаться.
— Юрий Бугримов, директор старооскольской типографии с 1987 г. по 2009 г.
Первый двухцветный номер «Зорь» тиражом сорок пять тысяч занимает свое почетное место в архиве редакции. А вот профессиональной ротационной машины для полноцветной газетной печати в Староооскольской типографии так и не появилось. Хотя наличие такого оборудования было просто необходимо, уверен член Союза журналистов России, краевед Виктор Вербкин. Сегодня местные периодические издания предпочитают печататься в соседних городах — выходит дешево и сердито.
Первая газета, выпущенная в истории старооскольского края, называлась «Меч свободы». Отпечатана она была в типографии в районе Нижней площади — в начале нынешней улицы Ленина.
Она появилась благодаря Великому октябрю. До 1917 года у нас в городе не издавалось своих газет. Одним из первых наборщиков или даже первым наборщиком газеты был Павел Дерябин. В истории нашего издательского местного дела, истории нашей местной печати эта фамилия очень известная, это уважаемый человек. У него интересная биография, он потом впоследствии стал директором этой типографии.
— Виктор Вербкин, член Союза журналистов России, краевед.
Газета «Меч свободы» имела выраженный левоэсеровский характер. Редактором был член партии эсеров Файнберг.
Когда в июле 1918 года левые эсеры подняли мятеж, то естественно в ответ большевики ответили репрессиями, было даже издано распоряжение о закрытии печатных органов, которые выходили под эгидой левых эсеров. Эта участь постигла и газету «Меч свободы».
— Виктор Вербкин, член Союза журналистов России, краевед.
Таким образом, первая старооскольская газета с помпезным названием «Меч свободы» просуществовала всего девять месяцев. Долгие годы ее преемником называли «Путь Октября». Однако Виктор Вербкин с присущей ему основательностью и скрупулезностью исследовал историю старооскольской периодики и буквально высмеял этот софизм:
7 ноября 1929 г. вышел первый номер газеты «Путь Октября». Никакого прямого отношения газета «Путь Октября» к газете «Меч свободы» не имеет. Тем более политически. «Путь Октября» — это было коммунистическое издание, причем уже очень правоверным коммунистическим изданием. Это какое, извините, воображение надо иметь, чтобы назвать себя правопреемником левоэсеровского издания!
Есть ли будущее у печатных СМИ? Каков запас прочности бумажных изданий? Одни считают, что газета никогда не умрет, другие называют конкретные даты последнего выпуска газетных полос. По мнению корифея журналистики Виктора Вербкина рукописи и в это раз не сгорят:
Очень сложно ответить однозначно. Вроде бы нынешнее состояние и федеральных газет, и местных — непростое, падают тиражи. Спрос на газеты тоже сокращается. Снижается читательский интерес к таким изданиям бумажным. Агрессивно наступает интернет. Но, скорее всего, надо пережить этот период такой, сохраняя веру в здравый смысл людей. Потому что информации много в интернете, а знаний мало. Настоящие знания, по моему убеждению, может дать только бумажная, печатная форма информации.