«Создать сказку»: в Старом Осколе обсудили пути развития туризма в Белгородской области

Каким быть туризму в Белгородской области — обсуждали на региональном туристическом форуме. В этот раз площадкой для его проведения стал Старый Оскол. В нашем городе развивают промышленный туризм. Направление молодое, но, по мнению экспертов, перспективное. Сколько стоит тур выходного дня на Белгородчине, что привлекает, а что отталкивает путешественников, на какие регионы нам стоит ориентироваться, узнавала Лариса Ульяненко.

Площадкой для туристического форума стал Центр молодежных инициатив. Здесь предприниматели, руководители турфирм и гостиничного бизнеса, представители муниципалитетов обсуждали проблемы и успехи. Говорили о том, как вернуть путешественников в регион. С началом обстрелов приграничья желающих побывать у нас ощутимо убавилось. Зато в целом спрос на путешествия внутри страны вырос. В нашем регионе появился новый вид туризма — промышленный. Старый Оскол с Губкином — в этом направлении флагманы. 

«И выигрывать будет тот, кто свой продукт максимально продвинет. И будет соответствовать заявленному качеству при сохранении комфортной цены для клиента. Команда по туризму Белгородской области чётко понимает свои сильные стороны. Одна из которых — это промышленный туризм и, конечно же, гастрономия. И проведение событийных мероприятий, когда любое муниципальное образование — город, район — может стать на туристическую карту, если проведёт какой-то фестиваль». 

— Станислав Аристов, директор проектного офиса по туризму Черноземья аппарата полпреда президента в ЦФО.

Если нет гор, моря, исторических памятников, нужно придумать… сказку. Найти красивую историю и начать её развивать.

«Как пример, возьмём Кудыкину Гору в Липецкой области, Великий Устюг. Это такие же места в момент зарождения, которые просто были поля, возвышенности. Но одна история подарила детям легенду о родине Деда Мороза, а вторая путём создания памятника и привлечения инвестора сделала красивую картинку, связанную со Змеем Горынычем. Поэтому, если нет достопримечательностей, их нужно создавать. Если нет исторических событий, нужно самим писать историю». 

— Станислав Аристов, директор проектного офиса по туризму Черноземья аппарата полпреда президента в ЦФО.

Правда, создание новых достопримечательностей, как и поддержание старых, требует больших денег. Особенно на начальном этапе. Конечно, можно привлечь в Оскол туристов подземными ходами, о которых в городе давно ходят слухи. Но кто возьмётся за это?

«И в Белгороде есть там некие подземелья под меловой горой. И в Старом Осколе можно найти различных заброшенных и штолен, и просто проходов каких-то там. С одной стороны да, это интересно. С другой стороны, нужно понимать, что туда надо обеспечить постоянный поток. И это надо поддерживать. А это огромнейшая ответственность, безопасность. Здесь надо взвешенно подходить». 

— Иван Попельнюк, руководитель фирмы-туроператора.

Многие сейчас путешествуют самостоятельно, не обращаясь к туроператорам. Или выбирают самые недорогие туры. Чтобы удержать цены, нужно объединять усилия турфирм, властей и самого туристического объекта, будь то частный музей или предприятие. Средний чек путешествия выходного дня по Белгородчине в сутки обходится в 3 тыс. руб. Посмотреть, уверяют заядлые путешественники, есть на что. А еще стоит присмотреться к городам и регионам с богатым опытом в этой сфере.

«В Коломне мне очень понравилось. Им чуть-чуть проще, потому что у них большой поток из Москвы идёт. И на постоянку. Но изумительный музей калача с интерактивной экскурсией. Изумительна тоже фабрика пастилы. Опять же, с интерактивной экскурсией. Обзорные экскурсии по городу, которые водят экскурсоводы, наряженные в костюмы тех веков». 

— Иван Попельнюк, руководитель фирмы-туроператора.

В этом году на Белгородчине побывало около 300 000 гостей, которые остались в гостиницах хотя бы на ночь. Развивается и событийный, сельский, этнографический, школьный туризм. 

«68 млн рублей мы направили на путешествия наших школьников 5-9 классов. Это был пилотный проект. Мы в нём участвовали два года. И за два года мы отправили в двухдневное путешествие по Белгородской области практически каждого пятого школьника». 

— Ия Подзолкова, начальник управления по туризму Белгородской области.

Старооскольские власти понимают, что туризм стал тем направлением, которое теперь невозможно игнорировать. Оскол может стать лидером. И в промышленном туризме в Черноземье ему уже нет равных.

«Именно такую амбицию мы взяли вместе с командой администрацией округа для себя. Сейчас команда работает над проектами в сфере индустриального, делового, рекреационного туризма. Конечно, сегодня мы, делая эти первые шаги, где-то ошибаемся, оступаемся. Но не ошибается тот, кто ничего не делает».

— Андрей Чесноков, глава администрации Старооскольского городского округа.

За два года сделано немало. За успехи в сфере туризма на форуме награды получили два старооскольских предприятия. ОЭМК и «Горхлеб» признаны победителями регионального конкурса «Стандарт гостеприимства Белогорья-2023».

Лариса Ульяненко, Евгений Левошко, Мария Шелепова — 9 канал.