Старый Оскол попрощался с Василием Смотровым

Сердце нашего коллеги, выдающегося фотожурналиста, члена Союза журналистов России остановилось 19 мая на 80-м году жизни. Полвека Смотров вел фотолетопись Оскольского края. В его уникальных работах отражены не только исторические моменты и знаменательные события, но и жизнь простых старооскольцев, их увлечения, природа. Фотография была делом его жизни, она позволяла увидеть красоту мира и — красоту души человека с фотоаппаратом.

Светлый, добрый, миролюбивый — Василий Смотров никогда не навязывал своих горестей окружающим. Хотя приходилось порой очень не просто. В наш город он приехал в 1975 году — по приглашению руководства комбината «Электрометаллургстрой», чтобы вести фотолетопись первенца бездоменной металлургии Советского Союза — ОЭМК. За остановленными мгновеньями трудового подвига строителей — незаметная, но такая нелегкая работа фотожурналиста. «С весомой репортерской сумкой на плече, в любую погоду — жару, холод и слякоть — по бездорожью огромных строительных площадок исхожены сотни километров, отсняты тысячи кадров, ныне ставших уже историей», — напишет потом Василий Смотров в автобиографии в художественно-документальном альбоме «В объективе жизнь» — единственном издании его работ такого рода. Кнопку затвора никогда не нажимал механически — крупные планы, необычные ракурсы, репортажные съемки без фальшивого оптимизма. В эпоху советского индустриального фоторепортажа Смотрову прежде всего был важен обычный человек, его личные переживания и душевный настрой.

Его снимки стали поистине всенародными. Это как песни, у которых есть автор, потом песня пошла в народ, и народ ее исполняет, считая, что она родилась из гущи народа, и всем принадлежит. Так и многие его снимки, которые, конечно, стали классикой. Но их сегодня без зазрения совести, забыв об авторе, используют активно, особенно в сети.

— Виктор Вербкин, журналист, член Союза журналистов России, краевед


Василий Смотров много лет трудился фотокорреспондентом в штате местных газет. Его работы — это фотохроника, высокой культурной и исторической значимости. Объективная, честная, документальная фотоистория. Вместе со Смотровым канул в лету и сам жанр. Само понятие фоторепортер сегодня вытеснено. Современные издания интересует лишь максимальная скорость в получении фото с места событий, а не качество материала и вдумчивость фотографа в работе над темами и репортажами.

Василий Матвеевич — это легенда. Это легенда нашей фотожурналистки, нашего города, нашей местной культуры. Он легендарен своим талантом, свои нравственным стержнем, профессиональным, который позволял преданно относиться к своему делу, своей профессии. К сожалению, эти качества уйдут вместе с ним. У нас сегодня, и когда он был жив, рядом с ним поставить некого — и по таланту, и по серьезности отношения к делу, и по настоящей негромкой любви к земле, где он живет. Нет аналогов, нет примеров подобного поведения.

— Виктор Вербкин, журналист, член Союза журналистов России, краевед


Мастер всегда щедро делился с учениками опытом. Профессиональных секретов у него не было, только талант, вспоминает Сергей Шершнев, бок о бок проработавший с Василием Матвеевичем Смотровым около 30 лет.

Я всегда ему завидовал. По-хорошему завидовал — и фамилия, как творческий псевдоним, в какой-то захудалой деревне и вдруг — фамилия Смотров. И из всех односельчан единственный человек с фотоаппаратом это был он. У него руки росли откуда надо. Часто, если надо что-то прибить, подправить в редакции, где мы делили с ним на двоих лабораторию, или студию, все бежали к нему — помоги, сделай. И он с удовольствием откладывал фотоаппарат, брал инструмент – столярный, слесарный – и демонстрировал, что мужчина не только на час может быть.

— Сергей Шершнев, фотограф


Особую роль сыграл Смотров в жизни Валентины Болдыревой. Именно он 40 лет назад стал для нее проводником в журналистику.
Василий Матвеевич открыл мне дорогу в газету «Зори».

Было страшновато идти в газету такую солидную, городскую и пробовать свои силы, но именно он меня убедил, что у мня получится, что у меня есть база и так далее.  За всю жизнь я ему очень благодарна, потому что мне Бог просто послал эти счастливые годы — восемь лет. С ним прощаться очень тяжело, и даже тоскливо. Потому что это уходит эпоха в Осколе, в журналистике. Он безумно любил свою профессию — нет, это не профессия, это дело, это его суть, его состояние внутреннее – фотожурналистика. И не только, он замечательные писал материалы! Он прекрасные писал стихи, экспромты для своих коллег. Он деликатный, он уважительный, но, я вам скажу, он не такой пушистый человек. Он — Личность, у него свое мнение, он его умело защищает и отстаивает всегда. Очень болел за журналистику в последние годы — как она служит народу.

 — Валентина Болдырева, журналист


По фотографиям Смотрова можно изучать современную историю Оскола. Он очень ценил дружбу и умел дружить, именно поэтому в его фотоработах так много портретов простых людей. Он умел быть своим со всеми.

Он как-то умел объединять людей. Куда бы он не пришел, становился душой компании. С ним было легко всем — и руководителям, и людям от земли, от сохи. Вот где бы он не появлялся, мы его чувствовали своим другом и соратником. С ним было легко и просто. И самое главное — у него, чего нам многим не хватает – было огромное чувство юмора. С ним было легко общаться, и вот в этом тоже его талант.

— Людмила Кравцова, начальник управления культуры администрации Старого Оскола с 2009 по 2016 г.г.


Профессионал высочайшего класса. Документальную фотожурналистику в своих работах поднял до уровня художественного творчества, отмечает друг и коллега Смотрова журналист Виктор Вербкин. Истоки богатейшего творческого потенциала фотохудожника — на его малой родине. В деревне Малые Ясырки Эртильского района, Воронежской области. Там, на берегах чистейшей реки Битюг и вырос Василий Смотров. До последних дней это оставалось его местом силы, и он всегда звал туда друзей.

Он каждое лето на месяц-полтора туда ездил, отдыхал душой, набирался новых сил творческих. Прошлым летом удачно сложилось, и я смог у него там побывать. Ну, конечно, мы искупались с ним в Битюге. С восторгом, с таким детским счастьем показывал, даже хвастался местами, где он рос, где играл в футбол, мяч, лапту, где пас коров, телят, и это действительно прекрасные места.

— Виктор Вербкин, журналист, член Союза журналистов России, краевед


На прощании с другом и коллегой говорили о том, что Василий Смотров оставил богатейшее творческое наследие. Публичность получила лишь малая часть его работ. Остальной архив только предстоит систематизировать. Важнейшая задача — сохранить это ценное фотографическое наследство. Он создавал память. Теперь пришла наша очередь.

Он своим творчеством увековечил тысячи имен, судеб, событий, и теперь наш долг увековечить его имя. Я считаю, что обязательно должны быть мемориальная доска установлена на доме, где он жил, его именем должна быть названа улица. Может быть, должен быть организован какой-то творческий журналистский конкурс его имени. Это только малая толика, чего заслуживает память о нем.

— Виктор Вербкин, журналист, член Союза журналистов России, краевед


Василий Смотров — он снимал, как дышал. А дышал, как жил — в согласии со всеми. И главное — с собой.