В спортшколе олимпийского резерва «Виктория» открылась секция для особенных детей

Здесь учат прыгать на батутах тех, кому даже ходить и бегать непросто. О первых результатах, усилиях тренеров и преодолении страха, в нашем следующем репортаже.

Толчок, прыжок, полёт… Зависая на мгновение, словно уходишь в отрыв от гравитации. Становишься птицей с руками-крыльями. И взмахиваешь ими, пытаясь задержаться в воздухе, чтобы хоть на миллисекунду продлить ощущение невесомости.
Для ребят батуты — весёлое развлечение. Для родителей — надежда, что помогут детям. Особенным детям. Тем, у кого расстройство аутистического спектра, синдром Дауна, сахарный диабет. Пока в секции занимаются 8 мальчишек и девчонок, но вскоре подтянутся из Губкина и будет 11.

У нас открылась инклюзивная группа, она будет работать с 1 сентября по 31 мая с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Что значит, инклюзивная? Это когда у нас дети с ограниченными возможностями работают с детьми обычными в паре. С этими детьми работать очень интересно, необычно, но и не легко. Всего боятся, но нужно им дать возможность хоть немножечко как-то адаптироваться и уметь быть с нами вместе.

— Наталья Шишлянникова, тренер школы олимпийского резерва «Виктория»


Насколько сложно даётся каждый кувырок, каждый взмах, лучше всего знают мамы. Им приходится вместе с ребятами, а где-то и за них повторять упражнения, сгибая неподатливые колени, распрямляя негнущиеся пальцы.

Вот я вижу сейчас, мой ребёнок сидит, имитирует движения, повторяет за тренером. Смотрит без моей помощи. А на первых занятиях мы здесь, родители, буквально их руками, их телами, поднимали всё и шевелили. Ребёнку трудно понять. У него этих нейронных связей нет. Что он хочет? Даже если он понимает, то руки не хотят слушаться, то ноги. Приходишь домой, будто сама потренировалась. Это тяжёлая такая работа для тренера. Но сейчас уже видно, что дети втянулись. По своему ребёнку вижу, что уже большая работа проделана.

— Рената Филимонова


Замечают перемены все. У семилетнего Димы нет таких скачков сахара, как раньше. Ксюша лучше держит осанку. Прогресс и у 11-летнего Саши.

У Саши диагноз – аутизм. Атипичный аутизм. Самая большая трудность – это коммуникации. Коммуникации и синхронность, наверное, выполнения действий вместе со всеми. Мы, например, не могли кувыркаться вообще. У нас страх смены положения в воздухе. Там же основной-  какой принцип? То, что голову между ног и ты переворачиваешься. Вперёд у нас, конечно, до сих пор не очень получается, назад ещё более-менее. Мы занимаемся спортом не для того, чтобы выступать на паралимпиаде.  

— Ольга Мельникова


Прыжки на батутах помогают восстановить нейронные связи, чтобы тело научилось выполнять команду мозга, а мозг лучше понимал, о чём сигнализирует тело.

Когда вы разрабатываете мелкую и крупную моторику, образуются у нас в голове новые нейронные связи, которые дают толчок дальше развиваться. У нас Миша на мини-трампе работал сегодня. Для нас это было продвижение, на первых занятиях он не мог даже наклониться вниз. Каждый ребёнок – это индивидуальность. Вообще, в природе. А эти дети – ну в десятикратном, наверное. Потому, что у каждого свой диагноз.

— Наталья Шишлянникова, тренер школы олимпийского резерва «Виктория»


Мамы особенных детей не просят сделать бесплатные секции. Они готовы платить. Но мест, где согласны работать с такими ребятишками, в Осколе крайне мало.