Владимир Воронов: бой длиною в жизнь

Больше, чем тренер. Известие о внезапной смерти Владимира Михайловича Воронова стало глубоким нокаутом для сильнейших людей планеты. Это утрата, в которую им не хочется верить и год спустя.

Знаете, еще вот буквально в том году, четыре дня назад, мы еще знали, что Владимир Михайлович лежит в больнице. Он в тяжелом состоянии, но он лежит — ЖИВОЙ! И вот по истечении четырех дней пришло сообщение в нашей группе, что Владимир Михайлович умер. Это было, конечно, потрясение. Как будто тебя обухом ударили по голове. У нас есть такой фотоколлаж, когда поднимаешься по лестнице, и там висит портрет Владимира Михайловича. И, знаете, каждый раз, когда ты проходишь мимо него, в душе, в сердце что-то сжимается. Конечно, не хватает. Он был моим тренером с детства, он был мне очень близок. За что ему благодарен? За всё. За то, что я здесь сейчас стою перед вами. За то, что я тренируюсь. За то, что просто здесь нахожусь сейчас, в данный момент.

— Кирилл Сидельников, президент Белгородской федерации самбо и дзюдо, воспитанник В.М. Воронова


Владимир Воронов сам мог стать всемирно известным дзюдоистом, но из-за серьёзной травмы был вынужден оставить большой спорт. Профессионал, помимо дзюдо отлично владеющий самбо и классической борьбой, стал тренером. С терпением и выдержкой старателя на приисках он находил самородки. Помогал раскрыть все грани и возможности, а порой и выйти за пределы очевидного потенциала. Известный на всех континентах гениальный боец Федор Емельяненко пришел в секцию Воронова 11-летним мальчиком. Именно Владимир Михайлович помог поставить Фёдору его базовый стиль — уникальное боевое самбо.

Большой, сильный такой, плечи у него были огромные, конечно, талия была узкая. Пресс кубами. Всегда он был примером для подражания. И конечно, у мальчишек мечта была — стать таким. Он был не строгий, но, как сказать, требовательный, наверное. Требовательный. Как положено тренеру. В жизни он мягкий, спокойный, добрый, с хорошим чувством юмора человек. На тренировках тоже чувство юмора всегда присутствовало.

— Федор Емельяненко, многократный чемпион мира по смешанным боевым искусствам


Для Федора Емельяненко Владимир Воронов был настоящим членом семьи и близким другом, научившим не только побеждать — жить.

Да, наверное, всё передалось. Всё: и манера общения, и шутки, на разные темы абсолютно общались. Много сборов провели вместе. Всегда были рядом, всегда вместе, не знаю… все мы ощутили, что лишились родного человека. Вот… Мы всегда помним, конечно, нашего тренера Владимира Михайловича, молимся о нем. Ну, конечно, заходя в зал, ну не знаю, хочешь не хочешь, а разговоры все равно — вспоминаем его добрым словом.

— Федор Емельяненко, многократный чемпион мира по смешанным боевым искусствам


Владимир Михайлович Воронов обладал величайшим даром Учителя — он умел увидеть лучшее, что есть в воспитаннике, помогал поверить в свои силы, и тот воодушевленно устремлялся вперед, к победе!

Настолько позитивный человек, что своей энергией он очень многих привел в спорт. Очень многих довел до результата. Очень интересный. Человек с большой буквы. Всегда старался идти до конца, и своим примером как бы всех к этому сподвигнул. У него было понятие, что возможности человека безграничны. То есть, делайте больше и больше, и все получится, то есть не должен быть предел. Ну и, такой харизмы, как у Михалыча, ни у кого из тренеров нет. Качество врожденное, не знаю, приобретенное, ну и работоспособность, огромная работоспособность человека.

— Андрей Безрук, старший тренер МАУ «СШОР им. А. Невского», воспитанник В.М. Воронова


Воронов обучал не только технике и тактике боя, но и жизненным принципам. Первая любовь и скандалы с родителями, проблемы с учебой или сверстниками — Владимир Михайлович всегда был в курсе жизни своих воспитанников. Обладая огромным опытом и прекрасно разбираясь в людях, он всегда мог дать мудрый совет. А если нужна была практическая помощь, щедро использовал свой авторитет.

То, где сейчас с ребятами находимся, это заслуга Михалыча. Благодаря ему, мы тут все практически с высшим образованием. Когда спортсмен только приходит в спорт после института, ну или после школы в основном все идут, у кого-то там семьи образовываются, многие сталкиваются с проблемой безденежья. Михалыч всегда решал этот вопрос — пробивал какие-то ставки нам где-нибудь, чтобы как-то зарабатывали на хлеб, на жизнь и всегда этим помогал нам. Он был не только тренером, но и как отец в жизни.

— Вадим Немков, профессиональный боец смешанных единоборств, воспитанник В.М. Воронова

Осиротели мы без него, конечно. Спортшкола, все тренеры, не хватает его. Я тренировался у него еще ребенком и всегда мог подойти спросить, как поступить, спросить совет, он всегда шел навстречу, подсказывал, как себя вести в той или иной ситуации. Таких людей я мало встречал. Его на само деле не хватает. И вот год его нет, и иной раз даже не верится, что его нет рядом, и нельзя ему позвонить, просто поговорить. Всегда на позитиве, даже если настроение плохое, никогда не покажет.

— Константин Гелбахиани, тренер МАУ «СШОР им. А. Невского» по дзюдо, воспитанник В.М. Воронова


Всегда скромный и простой в общении, Владимир Воронов обладал огромным обаянием и потрясающей энергетикой. Это отмечают все, кто его знал.

С Владимиром Михайловичем меня связывал не только спорт. Мы работали бок о бок на спортивных объектах, руководя ими. И он часто спасал меня советами. Это был очень обаятельный человек. С ним было очень легко и интересно общаться. Меня всегда удивляло то, как он умел расположить к себе людей. То, как он понимал их и в каждом пытался найти свои достоинства. Рядом с ним всегда находились талантливые люди, профессионалы своего дела. И помню его слова, которые стали моим жизненным кредо. Он мне сказал: пытайся выйти всегда за пределы, что бы ты не делала. Я горжусь, что знала Владимира Михайловича, и для меня он всегда останется человеком с жизнелюбием.

— Елена Чернявская, заслуженный мастер спорта РФ по легкой атлетике, генеральный директор ООО «Спортивный комплекс»


Весь этот год продолжает свой незаконченный разговор с Вороновым Александр Мичков. Два больших Мастера не просто работали в тандеме, они были едины духом. Вместе они могли думать вслух и громко молчать. Даже в Википедии на странице Воронова они вместе. А Инстаграм Мичкова сегодня выглядит как иллюстрированная антология жизни друга.

Очень часто приходится вспоминать его. Тогда вопросы решались одним щелчком, сейчас все гораздо сложнее. И не хватает его профессионализма, его работы, его юмора, общения с ребятами. Тяжело год прошел. Как бы Михалыч в этом моменте поступил, чтобы он сделал? То есть, обращаюсь мысленно к нему, и также как раньше совместно принимаем решения. Мы с ним практически 20 лет бок о бок. Работали, одним делом занимались. Поэтому давным-давно срослись, сдружились. Мы всегда на всех сборах жили в одном номере с ним. Мне когда говорят, как ты с ним спишь? В смысле, в одном номере? А что такого? Ну там — Михалыч же храпит! Я и не слышал этого храпа. А остальные просто не могли этого переносить. Вот до такой степени как бы притерлись друг к другу. Как это объяснить?.. Я не знаю… Но, как… не хватает чего-то. Невозможно объяснить двумя словами, но постоянно чего-то не хватает. Не хватает Михалыча.

— Александр Мичков, заслуженный тренер РФ по самбо, мастер спорта СССР по боксу


Николай Шляхов был вместе с Вороновым в той последней поездке в Абакан. Друзья неделю рыбачили в Хакасии — на Родине Владимира Михайловича.

Я присутствовал, ну, вот до того, как в больницу его свозили, сделали, флюорографию — флюорография не показывает COVID. На следующий день мы с сыном улетели, а они пошли и сделали МРТ. Показало, что у него поражение лёгких. А до этого, ну, мы не знали просто, что это такое. Терапевт сказал: ангина. Кто мог там предположить такое, что это и есть ковид. Потому что такого богатыря за 10 дней, просто говоря, убить… это не простая болезнь.

— Николай Шляхов, с 2011 по 2018 г.г. управляющий директор АО «ОЭМК»


Надежный, настоящий, основательный во всем, вспоминает Николай Шляхов. Они познакомились во время строительства дворца спорта имени Александра Невского.

Он был назначен директором, я в то время главным инженером курировал строительство, каждый день оперативки проводил там. Он на самом деле очень серьезно к этому подходил. Вплоть до того, что высоту ступенек соблюдали, уровень унитазов в туалете — потому что, говорил, дети будут здесь, в общем, до мелочей подходил. И вот такая основательность его как бы мне очень понравилось, и мы с ним сдружились, после этого и в баню ходили, и на рыбалку, и на охоту, и в Абакан, на его родину, я к нему ездил в гости неоднократно. Для него мелочей не было.

— Николай Шляхов, с 2011 по 2018 г.г. управляющий директор АО «ОЭМК»

Свою жизнь Воронов посвятил детям — терпеливо вёл их к Олимпу. Пожить для себя, для жены, для единственной дочери — не успел, как не успел достроить дом.

Собирался в этом году, он в прошлом году все вот заканчивает там, нужно было посадить деревья какие-то, окультурить что-то, а в этом году собирался переселяться. Ну, будем шашлыки жарить там по выходным… но не дожил до этого, к сожалению.

— Николай Шляхов, с 2011 по 2018 г.г. управляющий директор АО «ОЭМК»


Без малого 40 лет в спорте. Он создавал настоящих гениев ринга. Воспитал десятки мастеров спорта России и Международного класса, Чемпионов Европы и мира и сотни порядочных мужчин, настоящих патриотов. В одних он заводил мощный спортивный «мотор», другим давал верное направление в жизни. Великий Тренер, Учитель и Человек с большой буквы. Феномен Воронова еще не изучен, но он уже навсегда изменил историю смешанных единоборств. Турнир его имени, организовать который намерены ученики, станет тем нерукотворным памятником, что будет жить вечно.