Выставка русского народного костюма проходит в библиотеке им. Пушкина

Встречают по одежке. Не секрет, что одежда способна многое поведать о своем владельце. В давние времена, взглянув на человека, можно было точно сказать, к какому роду-племени он принадлежит, в какой местности проживает и какое положение в обществе занимает. Сегодня по женским нарядам можно изучать историю быта наших предков. Екатерина Черноок около 20 лет увлечена русским народным костюмом. Курская мастерица автор сотен великолепных образцов женской одежды разных губерний нашей необъятной страны. У старооскольцев есть уникальная возможность познакомиться с некоторыми из них. До 2 декабря выставка народного костюма работает в библиотеке имени Пушкина.

Традиционные наряды Тамбовской, Рязанской, Костромской, Пермской, Вологодской губерний и даже Алтайского края. Предметы музейной ценности и точно воссозданные образцы одежды. Екатерина Черноок из Курска уже двадцать лет изучает, собирает и реконструирует русские народные костюмы из разных уголков нашей страны. В основном это праздничное убранство.

У нас в музеях, если мы посмотрим, в основном сохранились самые нарядные костюмы. Потому что их очень берегли. И молодая женщина в семье могла такой костюм надеть один-два-три раза в жизни.

— Екатерина Черноок, руководитель клуба народного костюма «Русская традиция» (г. Курск)


В центре экспозиции яркий праздничный наряд молодой девушки села Илёк Беловского района Курской области. В костюме всего два элемента — новодела — фартуки и головной убор.

В этом селе много шелковых фартуков, и они уже достаточно старые, и, естественно, потеряли свою бывалую красоту. И в этом случае пришлось делать два новодела: это нижний фартук и называется он подиспод, под низом носили и сверху носили тоже фартук – праздничный.

— Екатерина Черноок, руководитель клуба народного костюма «Русская традиция» (г. Курск)


Наряд дополнял необычный головной убор — твет.

Вот это делала бабушка из этого села, Вера Николаевна, 1937 года рождения. И вот она рассказывала, что в нашем селе носили вот такие тветы девушки или молодые женщины, которые надевали его уже на кокошник. В данном случае мы решили показать именно девичий вариант.

— Екатерина Черноок, руководитель клуба народного костюма «Русская традиция» (г. Курск)


В наряде есть еще одна очень интересная деталь — двойной воротник рубахи.

Я видела на фотографиях две рубахи. Вот в этом случае, я в этом селе, нашла просто один ворот. И подумала, что они могли просто ворот пододеть отдельно, просто как украшение. Но это мои предположения. Бабушки уже сейчас этого не помнят. Но вот в сундуке нашлись вот эти два предмета — рубаха и вот такой ворот.

— Екатерина Черноок, руководитель клуба народного костюма «Русская традиция» (г. Курск)


Жемчужина коллекции — костюм конца 18 века. В таком наряде женщина могла ходить только в первый год после свадьбы, до рождения ребенка. Работа над копией заняла несколько лет.

Нужно было подобрать какие-то определенные цветоткани, которые соответствовали тому периоду. Найти, например, пуговицы, как вот в этом случае. Здесь пуговицы серебряные.

— Екатерина Черноок, руководитель клуба народного костюма «Русская традиция» (г. Курск)


Костюм состоит из парчового косоклинного сарафана, душегрея, нижней рубахи, юбки и кокошника с фатой-поволокой. Все сделано вручную.

Кружево здесь очень интересное. Это старинные скулки, по которым уже современные мастерицы делали нужное кружево из позолотной и серебряной нити. У нас до сих пор в России делают такие нити на Денисовском мишурном заводе.

— Екатерина Черноок, руководитель клуба народного костюма «Русская традиция» (г. Курск)


Женский костюм раньше был больше, чем наряд, это серьезная инвестиция в будущее. Одежда передавалась из поколения в поколение. В случае чего можно было сдать в аренду расшитый жемчугом и камнями кокошник или, например, продать серебряные пуговицы. Для того, чтобы увидеть выставку, продавать ничего не придется. Вход для всех свободный. Главное, успеть посетить библиотеку имени Пушкина до 2 декабря.