Как не упустить ребёнка и не загнать себя в невроз – в интервью 9 канала с детским психологом

Нужно ли контролировать аккаунты детей в соцсетях, какие психотипы более подвержены стрессу, почему опыт родителей сегодня не актуален, как мамам и папам не упустить ребёнка и не загнать себя в невроз — эти и другие вопросы детскому психологу задала Лариса Ульяненко.

У современных детей гораздо больше проблем, чем у их пап и мам в детстве. Но подростки неохотно открываются взрослым, доверяя тайны и страхи интернету. Можно ли следить за подростками в Сети? Однозначного ответа нет. С одной стороны, у ребёнка есть право на секреты. Но с другой — слишком много сейчас соблазнов. И если вы проходите мимо, а подросток сворачивает интернет-страницу, задумайтесь: что скрывает ваше чадо?

Если отношения между ребёнком и родителем не очень хорошие, о доверии там может речь не идти вообще ни о каком. И родитель по каким-то внешним, косвенным признакам начинает подозревать, что в жизни ребёнка есть какое-то неблагополучие. Тогда, если речь идёт о подростковом возрасте, наверное, можно попробовать со стороны аккуратно зайти и посмотреть внешним, несколько сторонним взглядом на социальную жизнь, на жизнь в Сетях своего ребёнка. Немножко поступиться этикой в целях обеспечения безопасности ребёнка.

— Марина Григорович, педагог-психолог Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи


В 12-14 лет у подростков повышается потребность в риске, выбросе адреналина. И предостережения «Не пробуй!», «Не ходи!», «Будь начеку!» зачастую пропускаются мимо ушей. Ситуация усугубляется, если взрослые учат не врать, а сами лгут. Дети решают, что нам нельзя верить.

Объясните, что так, чтобы всегда говорить правду, на самом деле не бывает. Есть ситуации, когда лучше чего-то недоговорить. Как только ребёнок задаёт вопрос: «Мама, а ты почему говоришь, что обманывать плохо, а сама вот по телефону говорила тёте или дяде или ещё что-то, и говорила неправду?» Ну не нужно говорить: «Всё отстань! Подрастёшь – поймёшь. Не твоего ума дело». Объясните, почему вы так поступили. Мы должны с ним говорить и показывать вот именно оттенки отношений.

— Марина Григорович, педагог-психолог Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи


Психолог советует всегда быть внимательными к детям. И не путать внимание с настороженностью. Последнее состояние — деструктивное.

Настороженность сопряжена с чувством тревоги за ребёнка. Постоянно находиться в тревожном состоянии — это для любого родителя тоже шаг в невроз и в психологическое нездоровье. Это не нужно. А вот быть внимательным, обращать внимание на жизнь ребёнка – это должна быть установка родительская. Она должна быть всегда. То есть обращать внимание не только тогда, когда вам что-то не нравится и что-то вызывает вот это напряжение, а обращать внимание и тогда, когда ребёнку хорошо. И себе заметочку в родительской голове делать: «Ага, моему ребёнку вот это интересно».

— Марина Григорович, педагог-психолог Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи


Особенно ценны радостные эмоции и позитивный опыт. Обсуждая такие моменты, мы и выстраиваем комфортные отношения. Вспомните, когда ругаем за тройку, неприятно и самому ребёнку, и нам. Другое дело, когда говорим об успехах, увлечениях. Разговоры на позитиве и называют профилактикой.

Но, если всё-таки что-то было упущено, не получилось выстроить этих доверительных отношений, резкие колебания в настроении самого ребенка, нежелание общаться с родителем, рассказывать о том, что происходит в его жизни, повышенная раздражительность, повышенная скрытность, — это тревожные звоночки. Посмотрите внимательнее, может быть, в жизни ребёнка появились какие-то люди, ситуации, обстоятельства опасные для него.

— Марина Григорович, педагог-психолог Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи


Лекции об опасности наркотиков или спиртного не всегда попадают в цель. Зато жёсткие фото или видео опустившихся людей, разговоры с теми, кто сумел победить зависимость, могут отвратить от этой тяги.

Я разговаривала с людьми, которые либо сами имели опыт наркотической зависимости и излечились от неё, либо плотно работают с людьми, которые имеют эту наркотическую зависимость. Они говорят, что иногда, да, это бывает полезно. То есть, когда уже исчерпаны все другие средства, и мы понимаем, что что-то там всё-таки происходит и что ребёнок втягивается, то вот это последнее средство может быть тем шоком.

— Марина Григорович, педагог-психолог Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи


Замалчивать ситуацию нельзя. Когда лет 5-6 назад заговорили о группах смерти в соцсетях, родители и дети стали понимать, насколько страшно то, что проповедуют ловцы душ. Марина Викторовна обращает внимание, что есть те, кто от природы более уязвим перед стрессом и депрессией.

Каждый тип темперамента завязан на определённом типе нервной системы. Есть сильная нервная система. Это сангвиник и флегматик. Это темпераменты и нервные системы, для которых характерна высокая устойчивость по отношению к внешним раздражителям. Холерики и меланхолики более уязвимы.

— Марина Григорович, педагог-психолог Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи


Марина Григорович предупреждает: мир сейчас меняется стремительно. Поэтому фраза «А вот я в детстве…» и родительский опыт не работают. Мамам и папам нужно учитывать это и воспитывать детей, исходя из новых реалий.