Добро пожаловать в музей Н.В. Станкевича: философа, мыслителя и друга Белинского

Сокровищницы русской истории хранятся не только в столичных городах. Туристические маршруты по просторам родного края не менее увлекательны и интересны. Однако, зачастую, улочки какого-нибудь средиземноморского побережья известны нам лучше, чем малая Родина. Закрытые в связи с коронавирусом границы — отличная возможность изучить местные достопримечательности, окунуться в свою историю. Соседний Алексеевский район приглашает старооскольцев посетить историко-литературный музей Николая Станкевича.

Известный философ 19-го века помог состояться поэту Алексею Кольцову, принял участие в судьбе историка Тимофея Грановского. Его друзьями были Белинский, Бакунин, Тургенев. Музей Станкевича располагается в здании бывшей Мухоудеровской школы, которую в свое время закончил другой выдающийся уроженец этих мест — краевед, журналист, общественный деятель Виктор Вербкин.

Историко-литературный музей Николая Владимировича Станкевича расположен в центре села Мухоудеровка. Встречает гостей бюст Станкевича. Здесь же, помимо музея, разместилась администрация Мухоудеровского сельского поселения. Помещение реконструировали 30 лет назад. А свою историю оно ведет с 1908 года. Возведено было на средства друга Станкевича — Януария Неверова.

В 1908 году здесь была построена сельская школа, просуществовала более 70 лет. Впоследствии построили здание новой школы, а это здание поначалу пустовало, а потом вот решили сделать здесь музей, посвященный Николаю Владимировичу Станкевичу. Музей был открыт в 1990 году, 18 мая, во Всемирный день музеев. Вот в этом году мы бы отпраздновали 30-летие, но в связи со сложившейся обстановкой немножко перенесли.

— Юрий Мосоров, заведующий историко-литературным музеем Н.В. Станкевича


К юбилейной дате известный краевед, журналист, общественный деятель Виктор Вербкин преподнес музею несколько ценных литературных произведений — в том числе свою книгу о Николае Петровиче Шевченко и редкое букинистическое издание — альманах Пушкина и Дельвига «Северные цветы».

В залах музея собрана богатая экспозиция — предметы быта и книги прошлых столетий, документы и рукописи, портреты членов семьи, друзей и современников Станкевича. Николай Владимирович не написал многотомных собраний, сочинений в стихах или прозе. О его философских взглядах лучше всего можно узнать из переписки и воспоминаний, тем не менее, он оставил глубокий след в литературной и общественной жизни России, как философ и мыслитель.
Один из залов посвящен жизни историка, литературного критика, профессора Петербургского университета, цензора — Александра Никитенко, уроженца села Удеревка, родившегося в семье крепостных. Служа в цензуре, Никитенко писал инструкции, примечании к ней в очень либеральном для того времени духе.

В печать прошло большинство произведений Пушкина, которые до этого по цензурным соображениям пройти не могли.

— Юрий Мосоров, заведующий историко-литературным музеем Н.В. Станкевича

С Удеревкой и семейством Станкевичей связаны многие деятели культуры позапрошлого столетия. В том числе латышский фольклорист и ученый Кришьянис Барон, поэтому рижские литераторы и художники-оформители тоже приняли самое активное участие в создании музея. Так, специально к открытию заслуженный художник Латвии Булганис написал картину «Кружок Станкевича».

Здесь вот изображен с Виссарионом Григорьевичем Белинским, который одним и лучших друзей Станкевича считается.

— Юрий Мосоров, заведующий историко-литературным музеем Н.В. Станкевича

Представители художественно-декоративного комбината города Риги сделали и вот этот деревянный бюст Станкевича. И полностью оформили экспозицию, посвященную своему соотечественнику. 25 лет Барон провел в семье помещика Ивана Станкевича домашним учителем, скрываясь от преследований полиции сначала Латвии, а затем и России за свое участие в прогрессивно-национальном движении «младолатышей». В Латвии его зовут отцом дайн — народных четверостиший, которые в России называют частушками. На Родине он считается национальным героем.

И вот он их собрал более 277 тысяч. Каждая была пронумерована, по номеру можно определить, в какой части Латвии эта дайна была собрана. 6 томов в 8 книгах, вот они все эти дайны.

— Юрий Мосоров, заведующий историко-литературным музеем Н.В. Станкевича


Фольклорное наследие Латвии Барон хранил в специальном шкафу дайн. Это точная копия, а оригинальный шкаф дайн занесен в реестр Всемирного наследия Юнеско и находится в музее Барона в Риге.
На территории бывшей усадьбы Станкевичей, в центре вековой липовой аллеи, находится камень памяти великого латышского фольклориста Кришьяниса Барона, привезенный с рижского взморья. Неподалеку, у часовни, находится семейное кладбище Станкевичей. Правда, надгробие здесь уже приходилось переделывать — за полтора века местные жители умудрялись не раз утаскивать с могил чугунные плиты для собственных нужд. Так, часть плиты недавно была обнаружена в одном из ближайших сел. Долгие годы она служила задней стенкой русской печи.


Анна Семенова, Алексей Грачев, Александр Балакин, 9 канал