«Кукольные смотрины» – в библиотеке имени Пушкина
Выставка работ народного мастера России Валентины Телегиной знакомит с народными костюмами разных селений России. Самые загадочные наряды — белгородские.
Много лет этнографы пытаются разгадать загадку народного костюма Белгородчины. Больше ни в одной губернии не вышивали чёрными нитками по белому полю — только у нас. И женская сорОка с каблуком, что носили на голове замужние, неизвестно, откуда появилась.
Мы видим рубаху, белую рубаху. Она была льняная, вышита чёрными узорами. Иногда в некоторых селениях вставляли и позумент. Вот так представляли красоту. До сих пор разгадывают, откуда такой интересный головной убор? Такой необычный. И есть версия, что прототипом послужило изображение половецких баб. Вот эти скульптуры древние.
— Валентина Телегина, народный мастер России, член Союза дизайнеров страны
Эту и других куколок в народных костюмах можно увидеть на выставке работ Валентины Телегиной. Московская мастерица нарядила их также, как одевались наши прапрабабушки и прапрадедушки. Хотя женских костюмов, конечно, больше.
Название коллекции «Кукольные смотрины». Слово смотрины в народно культуре означает показывать что-то такое хорошее, что-то уникальное. На наш праздник куклы нарядились, соответственно, в костюмы той губернии, откуда они приехали.
— Валентина Телегина, народный мастер России, член Союза дизайнеров страны
В северных краях костюмы — под стать суровой природе, с неяркими красками пастельных тонов. У южан наряды сочных красных, жёлтых, оранжевых, зелёных, фиолетовых цветов. Особняком — куклы-староверы в чёрном. Одна из витрин отдана Курской и Воронежским губерниям, ещё одна — Слобожанщине, которая охватывает и часть Белгородской, области, и восточную Украину.
Мне больше интересен костюм южных регионов. Он позволяет играть цветом, но в рамках, конечно, традиций того или иного подлинника.
— Валентина Телегина, народный мастер России, член Союза дизайнеров страны
Подлинность — главное в куклах Валентины Телегиной. Мельчайшие детали — точная копия народных костюмов. Можно не только губернию определить, но и деревню. Даже ткани зачастую — 19 века. Какие-то, зная об увлечении мастера, дарят подруги, за другими художница охотится на «блошиных» рынках. А некоторые привозит из путешествий. Кукла в наряде московской невесты — словно уменьшенная копия невесты настоящей. Разве что лица нет. Поскольку куколок наши предки делали не в качестве оберегов, а для игр глаза не нужны. Куколка подстроится под ваше настроение. Вам грустно, и она погрустит. Вам хорошо, и у игрушка порадуется.
Не показывали руку на свадьбе. Прижать друг к другу, встреча жениха и невесты, пожатие руки и касание руки сулило бедность. Поэтому руку надо было обязательно закрыть. Вот такая рубаха называется рубаха-долгорукавка. Ну ещё такой тип рубахи мы могли встретить в сказках русских народных. Когда танцует царевна, да, и размахивает руками как лебедь. Вот у неё именно такой тип рубахи.
— Валентина Телегина, народный мастер России, член Союза дизайнеров страны
В старину к свадьбе девочки начинали готовиться лет с 5-8. Ведь одних рушников нужно было вышить несколько десятков.
К свадьбе девушка должна была подготовить около 40 полотенец. И все их нужно было выткать, отбелить лён, вышить. И вышивали определёнными узорами. Район Слобожанщины, здесь вышивали другим способом. Это был крестик в основном. И очень часто на полотенце девушка как бы оставляла иногда такое текстовое пожелание какое-то. Или своё отношение. Вот на этом рушнике, например, вышито «Щирою рукою рушник вышивала».
— Валентина Телегина, народный мастер России, член Союза дизайнеров страны
Первые зрители не только узнали историю создания народных костюмов, но и поучаствовали в авторском мастер-класс «Дивчина в веночке» от Валентины Телегиной.